Мария Литвиненко: «Если ты не боишься сцены – это неправильно»

Многие родители, наблюдая за своим ребёнком, повторяющим песенки из мультиков, задаются вопросами: «Как научить его петь? Может, стоит отдать на занятия?» Чтобы узнать всё о развитии юных вокалистов, мы побеседовали с Марией Литвиненко – педагогом по вокалу с двадцатилетним стажем. Она окончила Красноярский педагогический колледж имени Горького и Кемеровский институт культуры и искусства. Сейчас же руководит объединением «Весёлые нотки» в дивногорском Доме детского творчества, обучающиеся которого выступают на многих городских и региональных мероприятиях.

– Мария Георгиевна, с чего юным вокалистам нужно начинать? Слух должен быть с рождения?

– Начинать следует, конечно, с развивающих занятий. А насчёт слуха… Давно доказано, что его можно развить самостоятельно. Для этого нужны желание и время. Необходимо петь под какой-либо инструмент, чтобы ребёнок слышал музыку. Он должен пытаться попадать в ноты, и если у него это получается – значит, слух есть. Конечно, желательно посещать какие-нибудь занятия, но можно научиться и самим.

– Как именно? Поделитесь несколькими секретами.

– Если есть желание, то у ребёнка всё получится. В основном помогают обучающие видео из интернета. В них педагоги очень подробно рассказывают, как нужно заниматься. Видеоуроков много. Можно подобрать то, что удобнее для ребёнка. Но при помощи занятий с педагогом дети будут развиваться быстрее и более правильно. Если же ребёнку очень интересно, а возможности куда-то ходить нет, то можно и в интернете посмотреть.

– Как вы учите детей петь? Какой методикой пользуетесь?

– Я пользуюсь методикой Георгия Струве – известного музыканта, композитора, педагога и народного артиста России. Эта методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Называется она «Хоровое сольфеджио». Известна как в России, так и за рубежом. Использую также дыхательные упражнения Стрельниковой.

– Как беречь голосовые связки? И кто главные враги вокалиста?

– Голосовые связки – это очень тонкий инструмент. Можно сравнить с ведром воды. Расплещешь – воды не будет. Так же и с голосом. В зимний период обязательно нужно носить шарф, чтобы горло было закрыто, и болеть реже, кричать меньше. Главный враг голоса – это холод и вредные привычки.

– Как не бояться выходить на сцену?

– Человек всегда боится этого. Если тебе не страшно – значит, это неправильно. Всегда есть волнение. Мы настраиваемся психологически, говорим друг другу тёплые слова, что всё будет хорошо. И у ребят всё получается.

– Какие песни больше подходят для детей?

– Детям нужно петь детские песни. Согласно их возрастным способностям. Хотя время диктует свои условия и желания.

– Как вы подбираете репертуар к концертам?

– Песни я обычно подбираю по тематике мероприятия и согласно тому, смогут ли дети их спеть. Популярные хиты мы не трогаем. Они уже спеты звёздами. Если такие композиции будут исполнять дети, то начнётся осуждение, сравнение взрослого и ребёнка. А о праздниках мне сообщают заранее, ведь чтобы подготовиться, нужно немало времени. К тому же нужны ещё и костюмы, и состав на каждый номер подобрать.

– Почему вы решили учить детей музыке?

– Я всегда хотела стать учителем. Полжизни потратила на музыку. На данный момент работаю в двух образовательных учреждениях Дивногорска – в школе № 5 и в Доме детского творчества, где учу детей любимому делу.

– Какова вероятность того, что ваши ученики в будущем продолжат петь и смогут на этом зарабатывать?

– Ну, мы же не специализированное музыкальное учреждение. К нам дети приходят лишь по желанию. А когда встаёт дальнейший вопрос о профессии, то каждый обучающийся сам выбирает свой путь. За время моего двадцатилетнего опыта всего один ребёнок поступил в театральный вуз. Это случилось в прошлом году – Нина Похабова уехала учиться в Новосибирск.

Текст: Яна Макарова
Фото: Степан Ратников
Школа журналистики «Дивногорские юнкоры»

Материал опубликован в газете «Пионерская правда» (№8 от 29.02.2020)

 Печать 

Дивногорск-сайт 1 Screenshot 68468x60